Оснащение современного кинозала
Буквально десять лет назад, зритель сверялся с расписанием сеансов, специально выбирал время чтобы попасть на нужный фильм. Теперь же можно просто прийти в большой мультиплекс и быть уверенным, что любой фильм, рекламируемый на афише вы сможете увидеть не позднее чем через час-полтора. Посещение кинотеатров стало настолько удобным и доступным благодаря появлению такого устройства как цифровой проектор.
Один из важнейших вопросов который приходится решать при организации цифрового кинозала: как выбрать проектор для большого экрана? Понятно, что яркость его должна быть велика. Но насколько? Проекционные экраны для кинотеатров могут иметь размеры 5, 10 и даже 20 метров шириной. Из чего исходить при выборе? Для предварительного расчета необходимой яркости проектора достаточно исходить из того что освещенность экрана в кинотеатре должна составлять не менее 250 люкс. Таким образом, зная площадь экрана и коэффициент отражения, можно легко рассчитать количество требуемых люмен. Например, небольшой кинотеатр с акустически прозрачным экраном размера 6х4 м обладающим коэффициентом отражения 0,8 потребует мощность светового потока не менее: 6х4х250/0,8=7500 Лм. На практике же стоит иметь некоторый запас яркости и выбрать модель мощностью порядка 10000 Лм, используя её в экономичном режиме.
Нетрудно посчитать, что проектор для кинотеатра с экраном 10-метровой ширины должен иметь яркость порядка 20000 Лм. Далеко не все модели на это способны, но есть возможность сведения изображения нескольких проекторов воедино, что позволяет кратно увеличивать мощность светового потока.
Размеры кинозала, а в частности - дистанция от места установки проектора до экрана, определяет требуемые характеристики оптической системы. Большинство стационарных проекторов имеют сменные объективы, что позволяет решать данный вопрос радикально. Но если кинозал не велик и есть возможность установить небольшой проектор, возможно, он будет иметь несъемный объектив, а значит, нужно заранее определить подходит ли проекционное соотношение его оптики к запланированным условиям установки.
Цифровой проектор для кинозала так же должен отличаться высоким качеством изображения, удобством в обслуживании, безотказностью. Существенно повышает надежность работы проекционной системы использование двух и четырехламповых проекторов с автоматическим переключением и возможностью «горячей» замены ламп. В этом случае кинопоказ не прервется даже при необходимости внеплановой замены лампы.
Конечно, цифровой проектор - это хоть и ключевой, но далеко не единственный элемент, определяющий качество кинопоказа. Крайне важно правильно спроектировать помещение, подобрать аудиосистему нужной конфигурации и достаточной мощности, наладить коммутацию, обеспечить шумоизоляцию и затемнение. Даже в выборе кресел стоит быть предельно внимательным, ведь помимо их цвета, дизайна и эргономики, нужно учитывать и акустические свойства кресел, их способность отражать и поглощать звук на разных частотах.
Расположение кресел в зале непосредственно связано с отражающими свойствами экрана. Как правило, все светоусиливающие экраны повышают яркость изображения за счет сужения угла обзора. Это значит, что в широком зале использовать такой экран не рационально, а в узком, напротив, стоит воспользоваться данным преимуществом, сэкономив тем самым на яркости проекционной системы. В любом случае, минимальная дистанция до экрана должна составлять не менее 0,6 от его ширины, а горизонтальный угол обзора экрана с любого места не менее 30°.
Техническое оснащение кинотеатра это не просто высокоточное, но еще и дорогостоящее оборудование. Перепады напряжения и аварийное отключение питания могут вывести его из строя, принеся миллионные убытки владельцу. Защитить электронику можно с помощью систем бесперебойного энергоснабжения.
При правильной организации системы энергоснабжения, даже если во всем районе выключат электричество, зрители смогут досмотреть фильм до конца, а владельцу не придется возвращать деньги за прерванный киносеанс.